суббота, 16 сентября 2017 г.

Особенности деятельности организации дополнительного образования как экспериментальной площадки федерального уровня

10 июня 2017 года федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» издало приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи».

Присвоение статуса экспериментальной площадки нашему учреждению было принято на основании решения рабочей группы по экспертизе представленных материалов, заключения научно-методического совета «ФИРО» и утверждено Асмоловым Александром Григорьевичем — академиком РАО, доктором психологических наук, профессором, директором федерального института развития образования.

Тема экспериментальной работы - Разработка и апробация эффективных моделей и методик организации отдыха и оздоровления детей

Данная тема выбрана неслучайно. Это итог 27-летней плодотворной работы учреждения в области отдыха и оздоровления детей, особенно в летний каникулярный период. Лето во дворце –
- это два загородных оздоровительно-образовательных лагеря - «Ромашка - 2» и «Чайка», находящиеся в зоне отдыха «Дубки» г. Оренбурга;
- это 13 лагерей и 2 площадки дневного пребывания;
- это фестиваль детских загородных оздоровительных лагерей «Лето. Творчество. Дети», который дворец проводит уже с 1991 года и фестиваль детских лагерей дневного пребывания «Летнее настроение», рожденный в 2014 году;
- это более тысячи юных оренбуржцев, получающих качественные оздоровительно-образовательные услуги в течение лета.

Специально для координации методической и организационно-массовой работы в каникулярный период в учреждении создан отдел по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи «Каникулы - 56».

Для качественной и профессиональной работы в лагерях особое внимание уделяется подготовке кадров. Опыт работы учреждения по подготовке кадрового ресурса при организации летнего отдыха был неоднократно представлен на областных и всероссийских конференциях, в российских журналах «Народное образование» и «Внешкольник».

Особый интерес всегда вызывает обучение педагогического состава согласно разработанной нами программе подготовки организаторов летнего отдыха «Пятая четверть». Программа решает задачи в нормативно-правовой, психологической, педагогической областях, а также в области теории и методики воспитательной работы.
Неоценимую помощь в организации отдыха и оздоровления детей оказывают созданные во дворце творческие объединения: школа подготовки организаторов летнего отдыха «Волонтер», Школа подготовки вожатых «Молодая гвардия» и Школа подготовки инструкторов «Ромашата», школьно-студенческие профильные отряды.

Во Дворце накоплен определенный опыт в области разработки и реализации программно-методического оснащения организации отдыха и оздоровления детей.

Методический кабинет имеет папки-накопители с материалами для подготовки к мероприятиям различной направленности, литературу по вопросам организации деятельности загородных оздоровительных лагерей отдыха и лагерям дневного пребывания. Здесь же хранятся материалы обобщенного положительного опыта работы педагогов лагерей.
Только за последние три года учреждением было разработано и опубликовано свыше 60 научно-исследовательских работ, программ и проектов, отражающих многогранность деятельности системы дополнительного образования в области отдыха и оздоровления детей. Интерес представляют такие работы, как:

1. Панасюк А.А., Прошина Т.П. Рабочая тетрадь вожатого.
2. Пинагоров А.В. «Волонтерское движение в системе отдыха и оздоровления детей».
3. Профильные программы: Программа городского слета активистов детских общественных организаций «Путь к успеху» и программа профильной смены по организации летнего отдыха детей и подростков «Юные экологи - 2016».

Программы деятельности детского образовательно-оздоровительного лагеря «Ромашка» вошли в ТОП-100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков в России Министерства образования и науки Российской Федерации. Программы опубликованы на федеральном портале «Российское образование»

В 2017 году команда Дворца стал победителем четвертого всероссийского конкурса программ и методических разработок организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации в номинации «Лучший программно-методический комплекс организации и сопровождения развивающего отдыха детей ».

Лагеря «Чайка» и «Ромашка-2» являются неоднократными победителями городского фестиваля загородных лагерей. В 2016 году лагерь «Чайка» стал призером областного конкурса Лучший лагерь Оренбуржья», а лагерь «Ромашка-2» - призером в областном конкурсе методических разработок. Педагоги Дворца, вожатые лагерей, неоднократно доказывали свой профессионализм на конкурсах вожатского мастерства, а Елена Кропачева, педагог-организатор учреждения, с 2014 года входит во Всероссийский совет вожатых.

Весь накопленный потенциал учреждения, его опыт по организации отдыха и оздоровления детей позволил войти в экспериментальную группу федерального института развития образования и стать экспериментальной площадкой. Кроме этого, наше учреждение уже более 20 лет занимается с ребятами особой заботы, ведет активную работу с одаренными подростками, привлекает в стены учреждения трудных ребят. И это позволяет нам органично вписаться в концепцию экспериментального исследования, ведь в связи с переоценкой основных научно-теоретических положений, заложенных в концепции образования, стала очевидной необходимость разработки новых эффективных моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями.

Цель экспериментальной площадки: обоснование эффективных моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).

Экспериментальная деятельность осуществляется нами с опорой на следующие нормативные документы:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2016 - 2020 годы

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва)
Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации.

Направление деятельности экспериментальной площадки:
- социально-педагогическое;
- совершенствование организационно-управленческих условий в системе развития отдыха и оздоровления детей;
- совершенствование научно-методического сопровождения развития системы отдыха и оздоровления детей.

Объект экспериментального исследования - социально-педагогическое взаимодействие в условиях организации отдыха и оздоровления детей.
Предмет исследования: модель (механизмы, формы, условия) организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями.

Нами определена основная рабочая группа участников экспериментального исследования, куда вошли специалисты учреждения, представляющие разные сферы деятельности в системе отдыха и оздоровления детей. Среди них начальники загородных лагерей, методисты, заведующие профильных отделов, педагоги-организаторы, психологи.

Научными руководителями экспериментальной площадки выступают сотрудники Федерального института развития образования: Загладина Хмайра Тимофеевна, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования и Светлана Анатольевна Коваль, старший научный сотрудник.

Проект рассчитан на три года (с 2017 по 2019 года) и представлен тремя этапами, в течение которых нам необходимо:

- провести анализ проблемы и условий эффективности социально-педагогического взаимодействия на основе социальной и образовательной инклюзии организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья)-2017г.;
- разработать варианты моделей и методик, повышающих эффективность социально-педагогического взаимодействия, дополнительного образования детей всех категорий - 2017-2018 гг.;
- апробировать варианты моделей и методик, повышающих эффективность социально-педагогического взаимодействия, дополнительного образования детей всех категорий, - 2018-2019 гг.;
- оценить влияние разработанного организационного механизма реализации моделей– 2019 г.

Что планируется достичь в ходе работы экспериментальной площадки?

Планируется разработать и реализовать модели социально-педагогического взаимодействия, а также специальные методики, которые повысят эффективность социальной и образовательной инклюзии.

Разработанные методические рекомендации можно будет использовать специалистами системы дополнительного образования и специалистами в области отдыха и оздоровления детей всех категорий. А обоснование эффективных моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей позволит повысить эффективность проводимой образовательной, воспитательной, социально-педагогической деятельности.
Иметь статус федеральной экспериментальной площадки – это почетно, но и очень ответственно. Но коллектив дворца творчества детей и молодежи, имея хороший педагогический и методический задел, серьезную мотивацию и положительный настрой к внедрению инноваций и новых педагогических практик, готов работать на благо будущего наших детей и российского образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий